MBA - тематический портал
Добро пожаловать на сайт www.mbaprograms.ru, посвященный MBA и бизнес образованию. Здесь Вы узнаете все о MBA программах в России и за рубежом, прочитаете последние новости и интересные статьи, посвященные данной тематике, а также познакомитесь с историей и философией MBA.



В начало

Форум

Контакты

О проекте

Карта сайта




 
Разделы портала

  • Новости
  • Статьи
  • Из истории MBA в России
  • Философия MBA
  • 5 основных идей, которым учат в бизнес школе
  • До и после MBA
  • Как выбрать бизнес-школу и программу MBA?
  • Специализация MBA-программ
  • Программы MBA
  • Все бизнес школы MBA в России
  • Как поступить на MBA?
  • Государственные требования к MBA
  • Рейтинг лучших бизнес-школ мира
  • О проекте

  • Реклама


    Закажи контент на бирже копирайтинга eTXT.ru

    Специализация MBA-программ

    Специализация MBA-программ


    Нелегкое бремя выбора
    Решившему поступать на программу MBA предстоит сделать нелегкий выбор. Поэтому каждый должен четко осознавать, какие цели он преследует. Какие дисциплины наиболее необходимы и как полученные знания будут применяться на будущей практике. Важную роль играет фактор времени, которое вы готовы посвятить обучению. Нужно иметь в виду, что деловые программы очень насыщены, порой одно пропущенное занятие лишает слушателя целого блока знаний. Поэтому следует определиться, какая программа вам больше подойдет: краткосрочная или относительно полный курс, а также выберите форму обучения - очную, вечернюю или заочную.

    При выборе школы каждый формулирует собственный список критериев, которым школа должна соответствовать: авторитет и известность школы, рекомендации выпускников, содержание программы, возможность выбора специализаций, контингент коллег-слушателей, удобный учебный график.

    Опросы и исследования показывают, что при выборе бизнес-школы подавляющее большинство студентов выделяют несколько основных показателей: имя школы и ее место в рейтинге (в России наиболее популярны ВШМБ, ВКШ, МИРБИС, ИБДА, АИБЭк). Второй критерий - соответствие предлагаемой специализации личным интересам. Хотя не для всех это становится решающим фактором: многие стремятся получить общие (general) знания. Очень важно для слушателей содержание программы и преподаватели. Очень приветствуется, если к преподаванию привлекаются специалисты-практики.

    Сложность, с которой сталкиваются русские студенты – огромный выбор программ с похожими названиями и практически идентичным содержанием. Поэтому полезно будет посетить несколько школ и подробно ознакомиться со всеми программами прежде, чем остановиться на чем-то одном. Потенциальные слушатели проводят настоящие маркетинговые исследования при выборе МВА. Оно и понятно, стоимость программы требует не ошибиться в выборе.

    Сегодня очень многие слушатели придерживаются западного подхода к образованию и идут учиться не столько за знаниями, сколько за полезными связями и контактами. Поэтому при выборе не последнюю роль играет контингент, в рядах которого предстоит сидеть за партой.

    Учиться бизнесу
    Обучение бизнесу подразумевает последипломные программы. Данное образование востребовано теми, кто уже окунулся в реальный бизнес, сравнил имеющиеся знания и опыт с теми ситуациями, которые возникают в процессе ведения дел. Полноценное бизнес-образование - это, прежде всего, практика, деловые контакты, обучение с опорой на собственный опыт. Это обучение для тех, кто уже чего-то добился в жизни и хочет выйти на качественно новый уровень ведения бизнеса. Например, слушатели программы МВА - это, как правило, высший руководящий состав средних компаний или среднее менеджерское звено крупных компаний.

    Российские бизнес школы преследуют следующую основную цель – подготовка специалистов, способных работать именно в нашей стране, учитывая специфику ведения бизнеса и национальный характер. И при этом не отрицать западный опыт, а адаптировать его к российской действительности. Программы должны быть ориентированны на реальный бизнес. Например, в качестве выпускной работы слушателю может быть предложено выполнить проект по заказу той или иной компании.

    На первый план начинают выходить активные методы работы, что усиливает эффект обучения. Для студентов создаются реальные бизнес-ситуации. Проводятся групповые исследовательские проекты, тренинги, ситуационные, деловые и ролевые игры, консультации, case study. "Кейсы" - обязательная составляющая, например, программы МВА. Иногда сами студенты помогают в составлении таких примеров, вынося на общее обсуждение проблемы компаний, в которых они работают. В результате слушатель выбирает из предложенных оптимальный путь решения, а преподаватель пополняет программу еще одним удачным заданием для будущих слушателей. В содержание многих программ включено изучение английского языка. У слушателей практически всех школ есть возможность изучать дополнительные дисциплины или прослушать специальные курсы на английском языке.

    Существуют и некоторые проблемы, такие как нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, тех, которые дают знания, не оторванные от действительности, которые способны своевременно реагировать на изменения рынка и учить своих слушателей действенным подходам, методам и приемам.

    Очень важно, что многие бизнес-школы проводят ярмарки вакансий, приглашают потенциальных работодателей, создают ассоциации выпускников и открывают центры по трудоустройству.

    Сегодня потребность в выпускниках MBA программ растет. По статистике, большая часть завершивших обучение улучшает свое материальное состояние и значительно поднимается по карьерной лестнице.

    Специализация MBA-программ
    Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распростране-ние получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. "Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу".
    Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

    Бизнес-школы и дипломы
    Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.
    Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дип-ломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломыроссийского и западного образцов.
    Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлага-ют адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.
    Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся"топовыми" на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидатаважны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.
    Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др. В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:- Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;- НОУ "Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"";- Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.
    Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рей-тинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла36-е место. Все учебные заведения в рейтинге QS TopMBA были разбиты на четыре группы по регионам: Северная Америка, Европа, Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка. Рейтинг строился на основе опросов HR-менеджеров и рекрутеров.

    Формы и условия обучения
    При выборе формы обучения соискателям предлагаются самые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. "Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области".

    Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA поряд-ка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

    Стоимость
    Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным.
    Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

    По материалам сайтов:
    www.mbatoday.ru
    www.magistr.net.ua



    Реклама