MBA - тематический портал
Добро пожаловать на сайт www.mbaprograms.ru, посвященный MBA и бизнес образованию. Здесь Вы узнаете все о MBA программах в России и за рубежом, прочитаете последние новости и интересные статьи, посвященные данной тематике, а также познакомитесь с историей и философией MBA.



В начало

Форум

Контакты

О проекте

Карта сайта




 
Разделы портала

  • Новости
  • Статьи
  • Из истории MBA в России
  • Философия MBA
  • 5 основных идей, которым учат в бизнес школе
  • До и после MBA
  • Как выбрать бизнес-школу и программу MBA?
  • Специализация MBA-программ
  • Программы MBA
  • Все бизнес школы MBA в России
  • Как поступить на MBA?
  • Государственные требования к MBA
  • Рейтинг лучших бизнес-школ мира
  • О проекте

  • Реклама


    Закажи контент на бирже копирайтинга eTXT.ru

    Государственные требования к MBA

    Государственные требования к МБА



    к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)"
    1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования (МВА)» для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)»
    1. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Мастер делового администрирования (МВА)» (далее – программа МБА) для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» (далее — дополнительная квалификация «Мастер делового администрирования»)реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее — Государственные требования).

    2. Лица, желающие освоить программу МВА для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования », должны иметь высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), подтвержденное документом государственного образца, и (для лиц, обучающихся с отрывом от работы) стаж практической работы после окончания высшего учебного заведения не менее 2 лет.Обучение по программе МБА может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы и с частичным отрывом от работы. Нормативный объем обучения по программе МБА для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» составляет не менее 1000 аудиторных часов вне зависимости от формы обучения. Обучение, проводимое с отрывом от работы, должно продолжаться не менее 1,5 года, обучение, проводимое без отрыва или с частичным отрывом от работы, — не менее 2 лет.Лицам, успешно освоившим программу МБА и прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается дополнительная квалификация «Мастер делового администрирования » и выдается диплом государственного образца, утвержденного приказом Минобразования России от 02.11.1999 № 754 «Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании», зарегистрированным в Минюсте России 28.01.2000 за № 2065.

    3. Целью программы МБА является формирование высокопрофессиональных менеджеров-практиков, обладающих современными знаниями и навыками, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их структурными подразделениями. Программа должна содействовать карьерному росту лиц, успешно ее освоивших.

    4. Преимущественной сферой профессиональной деятельности обладателей квалификации «Мастер делового администрирования» является управление организациями и (или) их структурными подразделениями в любых отраслях бизнеса, предусматривающее самостоятельное решение управленческих задач комплексного, межфункционального характера.

    2. Требования к содержанию программы МВА для получения дополнительной квалификации "Мастер делового администрирования"
    1. Образовательное учреждение должно определить миссию (главную цель) программы МБА, учитывающую специфику программы, характеристики групп ее слушателей и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие целевые установки по программе.Программа МБА призвана обеспечивать комплексную подготовку профессиональных менеджеров (руководителей) общего профиля, охватывая все основные аспекты управления организацией (как внешние, так и внутренние) в объеме, установленном Государственными требованиями.

    2. По каждой программе должны быть сформулированы, утверждены руководителем образовательного учреждения и опубликованы требования к слушателям, поступающим на обучение по программе МБА.

    3. По каждой из программ различных форм обучения составляются отдельные учебный и учебно-тематический планы, разработанные образовательным учреждением, рассмотренные и утвержденные в установленном порядке. Определяется состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ. Должна быть также раскрыта тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам.

    4. Допускается функциональная и иная специализация в рамках программы МВА («МВА – маркетинг», «МВА – финансы», «МВА — международный бизнес» и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке руководителей общего профиля.Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т.п.) не относятся к категории МБА, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления предприятием в комплексе (см. п. 2.5. Государственных требований ).

    5. Учебный план программы МБА должен охватывать основные функциональные области менеджмента (бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами). Учебный план должен обеспечивать высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего менеджмента и включать курсы по политике и стратегии бизнеса, задания, направленные на решение комплексных проблем организаций, способствовать индивидуальному развитию слушателей посредством формирования таких умений, как анализ проблем (в том числе, количественными методами), принятие решений, командная работа, лидерство, предприимчивость, ведение переговоров, коммуникации и презентации.Завершающая часть должна содержать набор курсов по выбору для предоставления слушателям возможности определенной специализации в рамках программы МБА.Содержание учебных курсов должно не только давать возможность слушателям овладевать прочными теоретическими знаниями и осваивать аналитический инструментарий менеджмента, но и носить практическую направленность, иметь тесную связь с реальной хозяйственной практикой.

    6. Состав дисциплин по программе МБА должен содействовать достижению ее миссии и обеспечивать соответствие содержания и форм обучения конкретной категории слушателей и их запросам.В программе МБА устанавливается следующий перечень циклов научно-теоретических дисциплин, каждый из которых может складываться из нескольких самостоятельных учебных курсов или их разделов:
    6.1. Понимание среды бизнеса в ее национальных российских, а также международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.
    6.2. Научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе:основы экономической теории (макро- и микроэкономики);финансы и бухгалтерский учет для менеджеров;количественные методы, статистика, информатика;организационное поведение.
    6.3. Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента, в том числе:— общий менеджмент;— стратегический менеджмент;— управление производством (операциями);— маркетинг продукции и услуг;— управление человеческими ресурсами;— управление изменениями.
    6.4. Специальные дисциплины (дисциплины функциональной и иной специализации), предусматривающие углубление знаний и развитие умений по конкретным аспектам ведения бизнеса и эффективного управления организацией в зависимости от целей программы, а также контингента слушателей с учетом их должностного уровня, опыта, отраслевой принадлежности, функциональной специализации и других интересов.

    7. Изучение перечисленных выше циклов научно-теоретических дисциплин должно осуществляться в программе МБА в совокупности не менее чем в течение 750 аудиторных часов или по циклам дисциплин:— среда бизнеса и научные основы бизнеса и менеджмента — не менее 200 часов;— базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента — не менее 300 часов;—специальные дисциплины — не менее 250 часов.Условие 750 аудиторных часов на освоение научно-теоретических дисциплин является обязательным вне зависимости от формы обучения . Замена аудиторных занятий в объеме указанных 750 часов на самостоятельную работу не допускается.

    8. Программа МБА должна также предусматривать участие слушателей в занятиях прикладного характера: компьютерных симуляциях, деловых играх, разборе конкретных ситуаций, психологических и иных тренингах, консультациях и обсуждениях результатов прикладных проектов с целью развития профессиональных навыков менеджера – не менее 250 аудиторных часов.При этом должны быть предусмотрены задания, направленные на формирование навыков и умений менеджера на основе:выполнения исследовательских или прикладных проектов, в том числе во время стажировок и практики на управленческих должностях;— написания аттестационной работы;— получения консультаций.Образовательное учреждение самостоятельно определяет характер и объем работ в пределах указанных 250 часов. В программе МБА должно быть конкретно указано их содержательное наполнение с учетом тематики занятий и оценки трудоемкости выполняемых заданий. При обучении без отрыва от работы и с частичным отрывом от работы учитывается возможность выполнения заданий на рабочем месте.

    9. В соответствии с установленным в п. 2.6. Государственных требований перечнем циклов дисциплин, изучение научных основ бизнеса и менеджмента и базовых профессиональных дисциплин в области менеджмента не может длиться менее 36 академических часов по каждой дисциплине.Конкретное название и содержание учебных программ по дисциплинам названных циклов, а также содержание и длительность освоения специальных дисциплин определяется образовательным учреждением самостоятельно.Курсы по выбору должны составлять не менее 30% от объема часов, отведенных на изучение специальных дисциплин (не менее 76 часов на каждого слушателя).Исходя из целей программы и контингента слушателей, пропорции между временем на изучение названных выше циклов дисциплин могут быть изменены в пределах 25%.При оценке учебных дисциплин по программе МБА должно учитываться соответствие их содержания достигнутому уровню научных знаний, а также адекватное отражение передового опыта управления в отечественной и зарубежной практике.

    10. Образовательное учреждение самостоятельно определяет требуемый объем занятий слушателей и программу обучения иностранному языку в зависимости от исходной квалификации слушателей (сверх обязательных 1000 академических часов).

    11. В программе МБА должно доминировать рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и, в то же время, присутствовать изучение международного бизнеса и зарубежного опыта управления. Конкретное соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы.

    12. Государственные требования не распространяются на образовательные программы, реализуемые с использованием в полном объеме дистанционного обучения.

    3. Условия реализации программы МВА
    1. В программе МБА целесообразно практиковать обучение по индивидуальным планам, главным образом, в части, которая касается специальных дисциплин и курсов по выбору. Допускается перезачет изученных ранее учебных дисциплин (в объеме не более 300 аудиторных часов) на уровне, соответствующем требованиям программы МВА, в частности, в рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки в области экономики и управления, освоение которых подтверждено соответствующим дипломом, и в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.Для выполнения условия п.1.2. Государственных требований ( нормативный объем обучения не менее 1000 аудиторных часов) взамен перезачитываемых дисциплин должны предлагаться другие.Вступительные экзамены (тестирование) по специальности являются обязательными.

    2. На программу МБА осуществляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных экзаменов, тестов или собеседований в соответствии с объявленной миссией программы.

    3. Слушатели должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса, а также работу отдельных преподавателей, для своевременного анализа и внесения корректив в учебный процесс.По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы МБА в целом.

    4. Обучение по программе МБА должно предусматривать интенсивную работу слушателей, основанную на сочетании аудиторных занятий, обширной и структурированной самостоятельной работы, а также стажировок и практики.

    5. Обучение по программе должны осуществлять высококвалифицированные преподаватели. Не менее 60% из тех, кто участвует в осуществлении программы (по их численности и по объему часов проводимых ими занятий), должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук (исключая из расчета преподавателей иностранного языка) и стаж научно-педагогичесой работы не менее 5 лет.Базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента (п. 2.6.3. Государственных требований) должны реализовываться преимущественно штатными преподавателями.

    6. Обучение по программе МБА осуществляется на платной основе за счет средств слушателей или организаций, направивших их на обучение. Цены и условия оплаты за обучение должны быть установлены до начала обучения и включены в договор, заключаемый со слушателем или с организацией (по группе слушателей).

    7. По программе МБА в целом и по каждой дисциплине должен быть определен полный комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие для всех обучающихся, в том числе на электронных носителях. Пользование обязательными учебно-методическими материалами (на основе наличного библиотечного фонда или раздаточных материалов) должно входить в стоимость обучения, приобретение слушателями рекомендованной дополнительной литературы (на бумажных или электронных носителях) допускается за отдельную плату.

    8. В процессе обучения по программе МБА должны использоваться активные методы инновационного и поискового обучения, рассматриваться ситуации из российской и зарубежной практики, использоваться информационные технологии в обучении, при этом удельный вес активных методов в общем объеме занятий определяется миссией программы и особенностью контингента слушателей.

    9. Учебные группы слушателей формируются в количестве не более 30 человек. Объединение групп в лекционные потоки не может охватывать более 30 % учебного времени. Не менее 25% занятий (не считая иностранного языка) должны проходить в малых группах численностью до 15 человек.

    10. В образовательном учреждении должна быть создана постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов, контроля уровня преподавания и регулярной аттестации преподавателей, участвующих в работе по программе, активно проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

    11. Слушателям, обучающимся по программе МБА, предоставляется возможность стажировок на отечественных и зарубежных предприятиях, что может быть включено в программу и входить в стоимость обучения (например, по обмену) или предлагаться на добровольной платной основе. Желающим должно быть также оказано содействие в продолжении обучения за рубежом.

    12. При осуществлении программы предполагается обеспечение эффективного взаимодействия с ведущими бизнесменами и менеджерами-практиками, в том числе с лицами, успешно освоившими программу МБА, с целью учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.

    13. Образовательное учреждение предусматривает меры по содействию трудоустройству лиц, успешно освоивших программу МБА , на управленческие должности, учитывая их пожелания и ситуацию на рынке труда, проводит ознакомление с базами данных о вакансиях, организует презентации и ярмарки вакансий. В случае необходимости образовательное учреждение выдает лицу, успешно освоившему программу МБА, характеристику-рекомендацию, адресованную работодателю, представляет его в соответствующих деловых кругах и базах данных.

    14. Материально-техническое обеспечение обучения по программе МБА должно, как минимум, соответствовать лицензионным требованиям по программам высшего профессионального образования. По качеству материально-техническое обеспечение должно создавать условия для применения современных образовательных технологий.

    4. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших программу МВА
    1. Образовательное учреждение должно иметь и применять при реализации программы МБА официально установленные им формы и процедуры оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая оценка должна осуществляться по каждой дисциплине.

    2. Конкретные формы и процедуры оценки знаний (навыков) по каждой дисциплине доводятся до сведения слушателей до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе МБА.

    3. Государственная итоговая аттестация должна включать в себя подготовку и публичную защиту аттестационной работы. Аттестационная работа по программе МБА должна предусматривать комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями, ее тематика не может быть узко специализированной. Наряду с этим, образовательное учреждение может использовать другие формы государственной итоговой аттестации (письменный экзамен, оценка итогов участия в деловой игре и т.п.).

    4. Лица, успешно освоившие программу МБА и получившие соответствующий диплом, должны:— квалифицированно решать практические проблемы менеджмента и воплощать эти решения в жизнь, быть подготовленными к осуществлению функций управления на вверенном им участке деятельности и уметь решать профессиональные проблемы в интересах организации в целом;— обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятия соответствующих управленческих должностей и основанными на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, понимания экологических проблем, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения;— ясно осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития России, понимать современные тенденции развития мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.

    5. В области менеджмента лица, успешно освоившие программу МБА , должны:— понимать сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка, определять миссию и цели организации, анализировать ее сильные и слабые стороны в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию организации и уметь добиваться ее осуществления;— владеть современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, количественными методами в управлении, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;— разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности организации, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования, анализировать и проектировать бизнес-процессы, а также работы;— разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, применять их на практике, знать концепции, принципы и методы формирования систем управления качеством;— иметь знания и навыки для эффективного управления человеческими ресурсами в организациях, осуществлять планирование и организацию кадровой работы, развивать в себе навыки лидерства, владеть принципами и методами управления конфликтами, формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения;— уметь организовывать свое время, формировать рациональный образ жизни, проводить самоанализ и самоменеджмент;— быть способными работать в группах, осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку, владеть искусством презентаций и ведения переговоров, деловым этикетом;

    6. В области маркетинга лица, успешно освоившие программу МБА, должны:— уметь планировать маркетинговые мероприятия в увязке со стратегией предприятия, а также организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга;— обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и вырабатывать мероприятия по ее повышению, активно использовать ценообразование в конкурентной политике предприятия, организовывать спрос, продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения продукции;— уметь использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного общественного мнения (имиджа) о фирме и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и укрепления товарной марки;— обладать основными знаниями и навыками для работы с иностранными партнерами в контексте ведения международного бизнеса, осуществления внешнеэкономических операций.

    7. В области управления операциями лица, успешно освоившие программу МБА, должны:— владеть количественными методами анализа и методологией оптимизации производственных систем и процессов;— владеть методами формирования текущих планов и календарных графиков осуществления операций;— обладать способностью организовывать мероприятия по повышению производительности и качества, владеть методологией «тотального управления качеством»;— владеть методами анализа и проектирования бизнес-процессов, комплексов операций и отдельных работ;— владеть принципами организации и современными методами управления проектами.

    8. В области экономики и финансов лица, успешно освоившие программу МБА, должны:— обладать необходимыми знаниями экономической теории, понимать механизм функционирования рынка, характер финансово-банковской, налоговой, бюджетной системы, закономерности экономического поведения производителей и потребителей;— уметь формировать финансовые цели и стратегии фирмы, оценивать издержки производства с управленческой точки зрения, увязывать деятельность предприятия с макро- и микроэкономическими факторами;— владеть методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений, учитывать и контролировать затраты;— обладать глубоким знанием финансов организации и владеть основами финансового менеджмента, определять рациональную структуру пассивов организации и структуру заемных средств, разрабатывать дивидендную политику, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов, регулировать кассу и динамику финансовых результатов;— уметь формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ и выбор инвестиционных проектов, организовывать их внедрение в практическую деятельность;— обладать знаниями и навыками для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами организации, оценивать ценовые, маркетинговые, внутрипроизводственные решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности.

    9. Конкретное соотношение перечисленных аспектов знаний, квалификации, навыков менеджеров, приобретаемых в рамках программы МБА, определяется контингентом слушателей, особенностями миссии и целями программы.

    10. Лица, успешно освоившие программу МБА , должны продемонстрировать знание иностранного языка на уровне, достаточном для чтения специальной литературы без словаря, а также для делового общения.

    11. В ходе учебного процесса должен быть обеспечен высокий уровень контроля со стороны образовательного учреждения за исполнением конкретных положений настоящих Государственных требований в отношении содержания, организации и эффективности обучения.

    По материалам сайта:
    www.magistr-mba.ru



    Реклама